УникумИнфо

Сказки - как это важно.

Опубликовано 28.09.2010, автор Виталий

Сказка является практически единственным способом объединить язык взрослых и детей. Если родители читают сказку с выражением, обращают внимание ребёнка на те или иные  моменты, комментируют и проявляют всяческий интерес к читаемому, то дети погружаются в неё и живут жизнью её героев, переживая вместе с ними триумф победы и страх, волнение и радость. Несмотря на то, что сказка является развлечением, дети с её помощью познают реалии современного мира, учатся размышлять, проявлять яркие и сильные человеческие чувства.

«Правополушарный» тип мышления преобладает у детей примерно до 10-12 лет. Поэтому считается, что наиболее важная информация для развития ребёнка может быть передана только через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом передачи ребёнку знаний о мире.

Дети наиболее часто ассоциируют себя с положительным героем и в жизни стремятся подражать ему. В реальной жизни и взаимоотношениях с людьми закрепляются нравственные понятия, представленные в образах героев - сильных и храбрых богатырей, добрых волшебниц, фей, принцев и рыцарей, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту. Да и сама природа ребёнка стремится воспринимать и приносить окружающим добро.

Язык сказок понятен детям, сказка не дает им прямых наставлений, которые они так не любят. Жизненно важная информация усваивается ребёнком сама по себе, не заметно, потому что образы, которые предлагает сказка, очень интересны для него. Слушая сказку, дети учатся преодолевать трудности, ведь перед ними возникает пример решения сложных ситуативных задач и готовый образец поведения. При этом также остается возможность самостоятельно осмыслить ситуацию.

Ребёнок, которому читают сказки, приобретает положительный опыт, проигрывая у себя в голове множество жизненных ситуаций. А ведь умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах является основой для развития творческого мышления и абсолютно новым видом эмоциональной деятельности и психологической активности. В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

В чём особенность персонализированных сказок? Эти сказки являются целенаправленными - каждая из них несёт в себе решение некой проблемы. Многим детям трудно говорить о своих проблемах и страхах открыто. Слушать историю — совсем другое дело. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах — они просто слушают сказку, узнают что-то новое, что-то сопоставляют, сравнивают, делают выводы в комфортной для себя обстановке. Всё новое, что они узнают, воспринимается ими как своё собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Таким образом, ребёнок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, независимости, способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.

Немаловажным нюансом семейных сказок является и то, что их героями, наряду с детьми, выступают родители. Это помогает Вашим детям понять, что когда-то Вы тоже были детьми и  также учились справляться с различными жизненными ситуациями. Гордиться и сопереживать, помогать друг другу и поддерживать – пусть эти семейные ценности всегда будут с Вами.

Читая детям сказку, необходимо наблюдать за тем, как они слушают. Если беспокойный обычно ребёнок замер – это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребёнок начинает вертеться – значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка трудна для понимания. Может быть ещё один вариант: тема сказки может быть настолько "болезненной", что даже упоминание о ней в совершенно другом контексте приводит к отторжению. Однако за невниманием ребёнка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на данную тему. 

В процессе чтения можно просить детей высказывать своё мнение относительно событий сказки. Может быть, они что-то добавят или изменят, выскажут своё мнение по поводу действий героев и сюжета. Вне зависимости от активности детей во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. И здесь Ваши возможности безграничны – спрашивайте всё, что Вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с собственными детьми.

Однако необходимо соблюдать два основных правила:

Во-первых, дети должны иметь возможность сказать всё, что они думают. Это значит, что Вы не осудите ни единого слова из того, что они говорят. Старайтесь избегать таких утверждений, как "правильно", "неправильно", "верно", "неверно". Говорите только "я думаю", "на его месте я бы..." и т. п. Дети должны чётко знать, что Вы не будете критиковать ни одно из их высказываний. Не пугайтесь, если Ваш ребёнок симпатизирует отрицательным героям: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.

Во-вторых, подталкивая детей на обсуждение истории, высказывая своё мнение, нужно по возможности отдавать "бразды правления" в этом разговоре им. Как только они захотят что-то сказать, – заканчивайте и слушайте их. Ведь, как правило, детям есть, что сказать по поводу прочитанного. Лучше всего, если они будут сами задавать Вам вопросы, а Вы будете искренне и с интересом на них отвечать.


Проект «Персональные сказки» апеллирует к общечеловеческим гуманным ценностям, таким как любовь, доброта, дружба, сострадание, стремление к знаниям, трудолюбие, порядочность, желание помогать, позитивное мировоззрение и, конечно, ответственность за принятые решения. Поэтому мы искренне надеемся, что эта книга способна сделать Ваших чудесных детей и Вашу семью ещё лучше.

В любом случае, читайте по одной доброй сказке на ночь, радуйте детей общением с Вами и сами наслаждайтесь общением с ними! Успехов Вам в нелёгком родительском деле!




Вернуться к списку записей

правообладателям Rambler's Top100